Многие услуги и сервисы сегодня удобнее и быстрее получать через интернет. Так считает руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Александр Кибовский. В интервью «Инфогороду» глава ведомства рассказал, как ему и его коллегам информационные технологии помогают в работе и обычной жизни, пользуется ли он лично QR-кодами и зачем нужны «облачные» вычисления.
В 2011–2013 годах мы совместно с Департаментом информационных технологий города Москвы фактически создали модель информатизации, в рамках которой реализуется ряд эффективных проектов, позволяющих автоматизировать рабочие процессы и сделать информацию о культурном наследии города Москвы доступной и открытой для граждан и профессионального сообщества.
Информатизация Департамента направлена на 4 тематических направления: учет памятников, ремонтно-реставрационные работы на памятниках, контроль сохранения памятников, популяризация культурного наследия. Ключевой базой данных при этом служит ведомственная информационная система «Мосгорнаследие».
CNews: Какими электронными системами пользуетесь на работе? Александр Кибовский: Для организации проекта, связанного с применением цифровых технологий, принципиально важно наличие грамотно выстроенной базы данных. C 2012 года у нас идет разработка ведомственной информационной системы «Мосгорнаследие», объединяющей в единый информационный комплекс три ресурса: Городской реестр недвижимого культурного наследия (база данных по объектам культурного наследия города Москвы), «Золушку» (база данных по документообороту) и «Москомнаследие» (база данных в сфере контроля за соблюдением законодательства в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия Москвы).Кроме того, в 2012 году Департамент перешел на использование системы электронного документооборота (СЭД). И еще актуальная информация по объектам культурного наследия размещается на общегородских ресурсах: Автоматизированной системе управления государственными финансами (АСУ ГФ), Информационно-аналитической системе мониторинга комплексного развития города Москвы (ИАС МКР), Интегрированной автоматизированной информационной системе «Единое геоинформационное пространство города Москвы», «Общегородской платформе открытых данных», Автоматизированной системе государственных и муниципальных услуг и функций (АС ГУФ), Портале госуслуг Москвы.
CNews: Что изменило в вашей работе внедрение этих систем? Александр Кибовский: Изменились подходы к предоставлению сведений об объектах культурного наследия. Департамент должен оперативно предоставлять информацию в общегородские системы об объектах культурного наследия по различным направлениям (государственные услуги, финансирование, количественные показатели по реставрационным работам и пр.).Александр Кибовский: Для организации проекта, связанного с применением цифровых технологий, принципиально важно наличие грамотно выстроенной базы данных
Помимо информационных возможностей новые системы позволяют оптимизировать схему взаимодействия с другими органами власти, автоматизировать многие процессы, которые ранее выполнялись вручную.
CNews: Какую из электронных систем считаете самой полезной для себя и почему? Александр Кибовский: Безусловно, ключевыми системами являются Историко-культурный опорный план и ведомственная информационная система «Мосгорнаследия». В их основу заложен Реестр объектов культурного наследия Москвы. Системы взаимосвязаны между собой, сведения из них также поступают на городские интернет-ресурсы и на сайт департамента. Например, слой Историко-культурного опорного плана размещен на общегородском ресурсе «Электронный атлас». CNews: Обычная или электронная подпись и почему? Александр Кибовский: Электронная подпись при условии создания всех правовых и технических условий. Удобный инструмент в работе с информационными системами и ресурсами. CNews: Какими мобильными приложениями пользуетесь? Александр Кибовский: Периодически устанавливаю новые приложения Правительства Москвы для анализа их удобства и понимания логики обращения граждан. Сравниваю их преимущества и недостатки на фоне широкого спектра приложений. CNews: Пользуетесь ли какими-либо электронными услугами? Какими? Александр Кибовский: В интернете сегодня огромное количество полезных сервисов и услуг. Отличная услуга – заказ электронных билетов. Это позволяет серьезно экономить время. К чему мы, кстати, стремимся в целом на уровне Правительства Москвы при переводе государственных услуг в электронный вид. CNews: Какие гаджеты у вас всегда с собой? Александр Кибовский: Смартфон и планшетный компьютер. CNews: Какими девайсами, техникой пользуетесь на работе и в обычной жизни? Александр Кибовский: Преимущество современных гаджетов как раз и заключается в том, что они организуют единое цифровое пространство и для работы, и для отдыха. Находясь за пределами рабочего места, посредством облачных технологий я могу легко обмениваться информацией и совершать необходимые операции, например, на планшете. CNews: Пользовались ли вы лично QR-кодами? Какими и для чего? Александр Кибовский: Мы не только пользуемся QR-кодами, но и внедряем их активно в городскую среду. Запущен глобальный проект Правительства Москвы «Узнай Москву» по размещению QR-кодов в городском пространстве. Он появился как раз на основе проекта Департамента «Культурные коды Москвы», когда мы начинали размещать указатели c QR-кодами на памятниках Москвы. Сегодня на многих интересных зданиях города висят указатели с QR-кодами, считывая которые можно перейти на страницу в интернете, посвященную конкретному объекту. По многим объектам можно послушать аудиоэкскурсию и вскоре можно будет посмотреть видеоэкскурсии. CNews: Как пользователь, что считаете главным достижением информационных технологий? Александр Кибовский: Мир информационных технологий многообразен. 3D-технологии, дополненная реальность, возможности голосового поиска и распознавания речи, поиска по изображению, «облачные» вычисления, беспроводные зарядные устройства, электронная бумага, интернет в открытом космосе, Web 3.0, глубокое машинное обучение. Грамотное и качественное использование всех этих технологий способно оптимизировать нашу деятельность, помочь экономить временные ресурсы и вывести на новый уровень работы.