Право на запрет: ваш сайт заблокирован

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

За последние два года довольно значительно поменялось действующее российское законодательство в области связи и распространения информации, а также выработались определенные внесудебные (административные) подходы, применяемые правоохранительными органами для блокировки сайтов и снятия доменов с делегирования

По примерной оценке Фонда общественного мнения, в России более 50 млн интернет-пользователей. Информация, доступная этому огромному количеству человек, крайне разнородна, и сеть определенно нуждается в правовом регулировании. Сегодня в России действуют более 10 законодательных оснований для запрета сайтов.

Судебные меры

Судебные блокировки сайтов и приостановка их деятельности, в т. ч. прекращение делегирования домена, в рамках обеспечительных мер являются наиболее верными формами состязательного разбирательства, когда публичная власть в лице государственных органов и создатель (распространитель, почтальон, сервис-провайдер) информации имеют возможность в установленном законом порядке решить сложившейся спор. Такие судебные процедуры применяются в настоящее время с использованием существующих и действенных механизмов гражданского-процессуального законодательства. В случае если суд в ходе справедливого судебного разбирательства придет к выводу, что указанные меры должны быть приняты в целях защиты прав заявителя, либо неограниченного круга лиц по иску прокурора, то работа сайта может быть приостановлена, если владелец информации, либо контент-провайдер не пожелает исполнять законное решение суда.

Судебных оснований для блокировки сайтов может быть несколько. Это признание аудио-, фото-, изобразительных и видеоматериалов экстремистскими и внесение сайта в на основании №114-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» (ст. 13).


Наибольшую сложность представляют блокировки, введенные №139-ФЗ: они инициируются по решению одного лишь государственного чиновника

Кроме этого, доступ может быть ограничен по иску прокурора. Так, в соответствии со ст. 5 № 244-ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернета, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена. При этом ст. 9 № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Суд может вынести решение или определение о принятии обеспечительных мер в связи с нарушением авторских прав третьих лиц на основании ст. 1302 ГК РФ или признать администрирование домена нарушающим права третьих лиц на товарный знак либо запретить использование в доменном имени обозначения, правами на которые обладает третье лицо на основании ст. 1515 ГК РФ.

Наибольшую сложность сегодня представляют блокировки, которые были введены №139-ФЗ от 28 июля 2012 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательный акты Российской Федерации». Они могут быть инициированы по решению контролирующих и правоохранительных органов. В виду того, что такие блокировки иниицируются по решению одного лишь государственного чиновника без надлежащего всестороннего рассмотрения всех обстоятельств, оценка их необходимости субъективна. Часто они приводят к нарушению прав добросовестных пользователей и владельцев сайтов, зачастую даже не имеющих причастности к противоправному контенту.

Административные меры

В числе внесудебных оснований для запрета интернет-ресурсов можно назвать в первую очередь предписания подразделений полиции (в том числе отдела «К» МВД РФ) о блокировке пиратского контента в связи с правом органов полиции вносить руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений» на основании ст. 13 ФЗ «О полиции Российской Федерации».

Представление о нарушении прав граждан в связи с размещением противоправной или безнравственной информации может вынести прокурор, руководствуясь ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Признать контент какого-либо сайта нарушающим требования №436-ФЗ от 29 декабря 2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в связи с размещением информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства и внести URL и IP-адреса в на основании ст. 3 №139-ФЗ уполномочен Роспотребнадзор. Эти же меры и на том же основании может предпринять Роскомнадзор, признав, что размещенные на сайте изображения несовершеннолетних являются порнографическими, и ФСКН, если определит, что на сайте размещена информация с пропагандой употребления наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров, а также информации о способах их производства и местах приобретения. Прекращение доступа к сайту может являться и последствием предписания ФСБ в связи обнаружением производства и распространения экстремистских материалов на основании ст. 20.29 КоАП РФ. Кроме этого, любой орган, имеющий полномочия по оперативно-розыскной деятельности (в т. ч. ФСКН, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН) может вынести предписание о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления (других нарушений закона) на основании ст. 13, ст. 15 №144-ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» и ст. 5.5 , утвержденных решением Координационного центра национального домена Интернет от 05.10.2011 г. №2011-18/81.

Саркис Дарбинян

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg