ECM в 2010: что принесет Enterprise 2.0?

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

Согласно мнению представителей Open Text, средние и крупные предприятия должны научиться эффективно и безопасно управлять большим объемом контента в разных форматах, при этом соблюдая необходимые требования

Помочь в этом им может обращение к Enterprise 2.0-технологиям, использующим новые медиаканалы коммуникации между сотрудниками и клиентами. Данные выводы коррелируют с распространенности подобных инструментов в ECM-отрасли, отмеченными аналитиками AIIM в этом году. "Enterprise 2.0 может обеспечивать более высокий уровень эффективности уже тем, что предлагает единую концептуальную платформу, на которой реализован целый комплекс, позволяющий решать большое количество задач по управлению информацией в современной средней либо большой компании. Фактически, поскольку большое количество задач реализовано комплексом продуктов на единой технологической основе, уже это, как снижает значительно стоимость приобретения такого комплекта по сравнению с покупкой отдельных решений, так и облегчает задачи интеграции модулей в единую структуру, которой при подходе Entrerprise 2.0 просто не возникает", - объясняет Алексей Афанасьев, директор по качеству "Интертраст". Михаил Потапенко, руководитель направления электронного документооборота Cognitive Technologies, предлагает рассматривать Enterprise 2.0 в ECM-системах не как инструмент сокращения расходов, а, наоборот, как долгосрочные инвестиции в будущее, требующие дополнительных вложений. "Приход Enterprise 2.0 на корпоративный рынок дело не одного года, но компании, которые первыми осознают необходимость внедрения подобных решений, получат преимущество перед более нерешительными последователями", - уверен специалист. "Системы ЕСМ в 2010 году начнут принципиально меняться именно в сторону Еnterprise 2.0. Многие не смогут изменить свои решения и так быстро перестроиться, но для компаний, которые сделают ориентацию на сотрудников, переход от классических инструментов ЕСМ к новому формату, приведет к существенному снижению расходов и увеличению эффективности. По сути, начет формироваться новый стиль современной компании", - отмечает Сергей Рыжиков, генеральный директор "1С-Битрикс".

Тем не менее, еще нельзя полностью говорить о том, что данная тенденция будет ключевым драйвером развития рынка в 2010 году. Наталья Храмцовская, ведущий эксперт компании ЭОС по управлению документацией, полагает, что средства Enterprise 2.0 - "это вполне реальные инструменты, которые могут принести немалую пользу", но по ее мнению, их основной потенциал находится в сфере маркетинга: "Попытки широко применять эти средства в основной деловой деятельности вполне могут подорвать дисциплину, внести путаницу в распределение ответственности, а также поспособствовать утечкам конфиденциальной информации". "С нашей точки зрения, применение инструментов Enterprise 2.0 в области управления контентом предприятия в целом очень ограничено. Во-первых, далеко не каждому сотруднику предприятия можно доверить генерировать некоторые виды контента (скажем, приказы, официальные документы). Во-вторых, на предприятиях всегда существует жесткая система редактирования и согласования", - говорит Борис Малахов, директор по работе с корпоративными клиентами департамента электронного документооборота "Рексофт". "Поэтому, принцип user-generated content (пользовательский контент – CNews) может быть использован только в очень ограниченном количестве приложений таких, как корпоративный интранет, википедии, коммуникации в социальных сетях. Применение таких инструментов определенно может способствовать повышению эффективности предприятия, улучшению коммуникации между сотрудниками и управления знаниями, но едва ли можно говорить об экономии, достигаемой с помощью этих средств", - делает вывод эксперт.

О сложности расчета реальной экономии денежных средств с помощью Enterprise 2.0 говорит и Андрей Трещук, заместитель управляющего директора Terralink: "Точечно, конечно, можно выделить некоторые отрасли, где отдача от применения технологии может быть заметной и даже подлежит расчету. Это касается, например, банковской сферы (в части решений для мобильного банкинга) и интернет-медиа".

"Веб-технологии в период рыночного спада привлекают внимание предприятий. Что касается веб-продвижения, оно интересно не столько своей ценой (сейчас это уже не настолько дешевле, чем традиционные медиа-инструменты), сколько масштабируемостью и оплатой не за предъявление пользователю вашего предложения, а за пользователя, реально обратившего на него внимание", - считает Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision. Он уверен, что в целом, в контексте Enterprise 2.0, в котором существенная доля контента предприятия создается усилиями его заказчиков, сотрудников и партнеров, внимание к инструментам управления контентом также растет: "И сотрудники, и заказчики, и партнеры предприятия как физические лица, выработали индивидуальные навыки работы с электронной почтой, системами мгновенного обмена сообщениями, браузингу в широком смысле, обмену медийным контентом через все эти способы коммуникаций. Конечно, чем более интегрированные и чем более похожие формы коммуникаций представляет им предприятие, тем успешнее и эффективнее будет идти их работа по созданию контента", - говорит эксперт.

Другие участники отечественного ECM-рынка полагают, что затраты компаний, внедряющих подобные решения, не будут снижаться вследствие перехода на Enterprise 2.0 решения. "Движение в сторону Enterprise 2.0 в любом случае проносит и выгоды, и дополнительные затраты. Причем затраты не только в техническом плане, но в первую очередь в плане новых подходов к управлению информацией, персоналом и мотивацией. Их сложно считать, но они огромны, и более-менее очевидно это становится только после внедрения элементов Enterprise 2.0. Нет ни опыта, ни практики измерения затрат на поддержку Enterprise 2.0 в организациях. В целом в этой сфере у заказчиков и поставщиков нет понимания, насколько схемы взаимодействия сотрудников в Enterprise 2.0 эффективнее классических схем, предлагаемых, в частности, ECM-решениями", - скептически настроен Максим Галимов, директор по перспективным исследованиям компании Directum. Он подчеркивает тот факт, что элементы, привычные в Web 2.0, будут применяться в первую очередь в классических ECM-системах: "Управление веб-контентом во многом опирается на ECM-системы. Они дают хорошие инструменты регламентированного и свободного взаимодействия, и только когда этих инструментов не хватает, тогда будет вступать в силу выбор в пользу социальных инструментов". Похожего мнения придерживается и Юрий Корюкин, директор по корпоративным проектам ABBYY Россия, говоря о том, что в 2010 году Enterprise 2.0 не окажет существенного влияния на рынок в России, поскольку для этого потребуется гораздо больше времени и изменение менталитета пользователей. "Классические, в сегодняшнем понимании, ЕСМ-решения будут последовательно вытесняться продуктами, закрывающими задачи коммуникаций, коллективной работы, корпоративной культуры и уже содержащими в себе бизнес-процесы, как обязательную составляющую новых решений. Игрокам рынка предстоит непростая задача технических модернизаций, а также убеждения клиентов в своей способности решить эти задачи", - замечает Сергей Рыжиков. Опрошенные игроки рынка СЭД в России замечают, что ключевыми факторами, определяющими развитие ECM-рынка в 2010 году будут не только экономические показатели. Сам сектор ECM, как часть общего ИТ-рынка, по мнению Сергея Курьянова, будет восстанавливаться в кризис быстрее других, поскольку дешевле всего масштабируются информационные технологии. "Профиль заказчиков в России в последнее время меняется, появляются хорошие проекты и темы от государства, усиливается интерес средних компаний. Потребности тоже меняются, в частности, больше внимания уделяется межведомственному электронному документообороту, юридической значимости. Появляются новые стандарты, новые сферы автоматизации. Финансовые возможности, как показывает практика, не сильно уменьшились, а по сравнению с концом 2008-2009 годов, когда инвестиционные проекты заказчиками притормаживались, можно ожидать увеличения интереса к внедрению ECM-систем", - замечает Максим Галимов. В свою очередь, Андрей Гриб, генеральный директор компании "БОСС-Референт", называет 4 фактора, которые будут определять развитие рынка. Во-первых, это зрелость заказчиков, у которых "возникает естественное желание совершенствовать этот инструмент управления, что приводит к появлению требований, которые выходя за функциональные рамки обычной СЭД и реализуются уже в концепции ECM-решений". Во-вторых, это процессы консолидации обеспечивающих бизнес функций в холдинговых структурах (прежде всего, централизации бухгалтерского учета и юридических служб). В-третьих, эксперт отмечает дальнейшее развитие отраслей экономики, в которых существует документооборот с большим количеством контрагентов (страховые компании, розничные банки, телекоммуникационные компании и т.п.), а, в-четвертых, появление нового поколения руководителей. "Это люди, которые являются «продвинутыми» пользователями современных информационных технологий. Он не видят работы своих организаций без нормальной автоматизации, что влечет появление решений класса ECM, ERP,BI и т.п", - подытоживает эксперт. Юрий Корюкин считает, что одним из основных ключевым фактором, влияющим на рынок ECM в 2010 году, станет ясное и понятное повышение эффективности бизнеса и снижения затрат. "За прошедший год заказчики привыкли экономить и считать расходы и доходы. Без ясного и четкого обоснования окупаемости в 2010 году будет непросто заниматься проектами в области внедрения ECM", - говорит он. Вторым фактором, который назвал эксперт, будет являться развитие сервисов, предоставляемых через интернет, и активная позиция государства в этом отношении. О подобной перспективе говорит и Наталья Храмцовская, замечая, что интерес к социальным технологиям могут проявить государственные органы, в связи с тем давлением, которое на них оказывается сверху в связи с реализацией программы построения "электронного правительства".

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg