Социальные сети меняют мир

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

Социальная сеть Facebook разрослась до таких масштабов, что теперь не только позволяет общаться друзьям, но и определяет карьеры миллионов

Причем помимо воли последних.

Не так давно в ничем доселе не примечательной американской школе Apalachee High School, что в городке Виндер штата Джорджия, разгорелся виртуальный скандал. Учительницу Эшли Пейн уволили с работы за то, что она размести на своей страничке на Facebook фотографии, на которых она пила алкоголь. Скандальная фотосессия оказалась ничем иным, как отчетом о путешествии Пейн в Европу. На одной из фотографий учительница в дублинском пабе дегустирует знаменитое местное пиво Guinness, а еще на одном снимке пьет вино в Италии.

Просмотрев фотографии своей сотрудницы на Facebook, администрация Appalachee High School была далека от того, чтобы порадоваться за ее феерический отпуск. Напротив, руководство школы сочло, что Пейн подает недостойный пример детям, и это привело к увольнению учительницы. "Я не думала, что это повредит моей работе. Потому что я всего лишь делала то, что делают взрослые люди: употребляла алкогольные напитки в от пуске и несла ответственность за это", — удивляется Пейн.

Ее случай далеко не единичный: к примеру, необдуманные посты на личной странице Facebook другого преподавателя, Глории Гадсден из университета Ист-Страудсбурга в Пенсильвании, также чуть не стоили ей рабочего места. А она всего-то и делала, что делилась с виртуальными друзьями своим настроением: "Никто не знает, где взять приличного киллера? Да, сегодня тот еще денек". В случае если день Гадсден удавался, записи на ее страничке выглядели приблизительно так: "Сегодня был хороший день. Не хотела убить ни одного студента".

Пейн и Гадсден — среди миллионов людей, которые выкладывают детали своей личной жизни на всеобщее обозрение на Facebook, безоговорочном лидере среди социальных сетей и втором по посещаемости Интернет-ресурсе мира, уступающем лишь поисковику Google. В июле число участников сети достигло 500 млн. — около 20% пользователей Интернета в целом. Причем половина этих людей посещают свою страничку ежедневно, в среднем проводя в онлайне около часа.

В результате, по данным британской деловой газеты Financial Times, рыночная стоимость Facebook достигла гигантской суммы в S 33.7 млрд., что делает сеть одним из самых дорогих онлайн-проектов в мире.

Будучи самой крупной социальной сетью, Facebook стала вторым миром для миллионов, причем настолько комфортным, что его обитатели именно там зачастую бывают куда более откровенны. чем в реальной жизни.

Этот феномен откровенности, в свою очередь, не мог не заинтересовать работодателей. Согласно данным исследования американского рекрутингового портала Careerbuilder.com., 53% опрошенных работодателей в Британии подтвердили, что используют социальную сеть для просмотра информации о кандидатах на работу. Подобное исследование в США показало схожие результаты: 45% респондентов также признались, что отбирают кандидатов на работу посредством социальных сетей.

"В наше время грань между личным и профессиональным все больше стирается". — утверждает британский специалист по рекрутингу Ли Купер. Он предсказывает, что скоро традиционное резюме превратится в некий гибрид профайлов человека в социальных сетях Facebook и LinkedIn плюс имеющие отношение к кандидату ссылки, видео и записи на Twitter.

Когда Марк Цукерберг, 19-летний студент Гарварда, в 2003 году решил создать небольшой сайт, объединяющий учащихся его вуза, он и не подозревал, что проект перерастет в самую большую в мире социальную сеть Facebook (дословно — «книга в лицах"), а его самого сделает миллиардером.

В настоящее время рыночная стоимость сети Facebook в $ 33.7 млрд. превышает оценку таких интернет-брендов, как аукцион eBay ($ 30 млрд.) и поисковый ресурс Yahoo! ($ 18 млрд.). Кроме того, детище Цукерберга является еще и одним из самых динамично развивающихся бизнес-проектов во Всемирной сети. По оценкам экспертов, рекламные доходы Facebook в этом году составят $1.1 млрд., что на 50% превышает показатели 2009 года.

По словам Цукерберга, популярность ресурса для него не стала неожиданностью. Все дело в том, что мир изменился, стал более публичным, и как следствие, люди сейчас более склонны делиться с другими деталями своей жизни. "Когда я начинал в моей комнате в общежитии в Гарварде, многие спрашивали меня, почему им нужно размещать в Интернете какую-либо информацию", — вспоминает он. Однако в последние несколько лет подобные вопросы стали почти анахронизмом, а количество сервисов, позволяющих людям обмениваться информацией, теперь исчисляется сотнями.

У подобной тенденции есть и своя негативная сторона. По словам Монтаны Миллер, профессора университета Боулин-Грин в штате Огайо, люди зачастую забывают, что живут в мире, где необходимо контролировать информацию. Человек в социальной сети никогда не знает, сколько людей его мониторит и кто читает его посты, а также комментарии на других страницах, говорит Миллер.

Йонас Найберг, управляющий менеджер симфонического оркестра из Швеции, — завсегдатай Facebook. Сеть помогает ему не только общаться с людьми, но и поддерживать контакты с музыкантами, которых он нанимает на работу, когда в оркестр требуются новые люди. Однажды он заметил подозрительные записи на странице флейтистки, которая должна была присоединиться к его оркестру. "Преимущественно это были рифмы на французском. Но отнюдь не забавные, а странные и неясные", — вспоминает Найберг. Впоследствии выяснилось, что у флейтистки был нервный срыв, и по прибытии вместо репетиций ее пришлось госпитализировать.

Вероятно, случаи подобного внимания работодателей к содержанию постов своих потенциальных сотрудников произвели впечатление на американского студента Гейба Турка. Поиск работы он начал не с составления резюме, а с очистки своей онлайн-кармы.

"Я переживаю за то, что работодатели увидят на моей страничке на Facebook", — признается Турк. В результате он уже удалил фото, на которых выглядит "как идиот". Кроме того, он провел ревизию списка своих друзей, удалив из него людей, которые могли бы не понравиться потенциальному работодателю, а также начал следить, не оставляют ли его друзья неприличных комментариев на его странице.

Вполне вероятно, что американцу придется продолжать в том же духе и после приема на работу. Все больше компаний в США начинают мониторить виртуальную жизнь не только кандидатов на замещение вакансии, но и действующих сотрудников. К примеру, корпорация IBM даже издала специальный свод правил, в котором напоминает сотрудникам, что они несут личную ответственность за контент, опубликованный в их блогах и социальных сетях, и рекомендует воздерживаться от ругательств и непристойностей.

"Если вы идентифицируете себя как IBM'ep (сотрудник компании IBM), удостоверьтесь, что ваш профайл и связанный с ним контент согласуются с тем, как вы хотите представить себя перед коллегами и клиентами", — указывается в правилах. Бренд IBM наилучшим образом представляют его люди, и то, что вы публикуете, может отразиться на бренде IBM, напоминает компания.

Проблемы с трудоустройством — всего лишь одна из обратных сторон общения в социальной сети. В мае этого года американский поисковый сервис Retrevo провел опрос среди 1 тыс. человек, находящихся в режиме онлайн, жалели ли они когда-нибудь о содержании своих постов в Интернете. 32% респондентов ответили утвердительно, причем 3% из них признали, что необдуманные посты разрушили их брак или отношения.

Разработчики постоянно совершенствуют социальные сети, делая их все более функциональными. Не покидая Facebook, можно играть в игры, участвовать в различных группах по интересам, читать новости, просматривать видео, делать друзьям и знакомым виртуальные подарки. По сути, сеть превращается в некий второй дом человека.

Профессор Миллер, годами наблюдающая за развитием социальных сетей, говорит, что ранее люди не размещали в своих анкетах фото с детьми, а теперь это обычная практика. Более того, женщина, ждущая ребенка, может спокойно выложить видео УЗИ эмбриона в Интернет. Миллер не раз приходилось видеть и то, как после смерти пользователя на его страничку месяцами и годами заходили его знакомые и общались. Таким образом, подобные сайты предлагают некое ностальгическое пространство для соболезнований.

"Люди не только выражали свою скорбь по усопшему, но и вели себя так, будто их знакомый проверяет свою страничку откуда-то извне", — вспоминает эксперт.

Границы виртуального и реального миров и далее продолжают стираться. Так, этим летом в США Facebook запустила новый сервис под названием Places, который позволяет делиться информацией о своем местонахождении посредством мобильного телефона. Стоит ли говорить, что запуск сервиса спровоцировал новую волну критики в отношении защиты личной жизни пользователей.

На государственном уровне защитить участников социальных сетей сейчас пытается правительство Германии. 25 августа оно приняло законопроект о защите личных данных наемных работников. В частности, работодателям намереваются запретить просматривать личные профайлы соискателей вакансий в социальных сетях. Запрет не будет распространяться только на поисковик Google или профессиональный сайт LinkedIn. Эксперты уже пришли к выводу, что в случае принятия такого закона отслеживать его исполнение будет крайне трудно.

В то же время количество пользователей социальных сетей стремительно увеличивается, а значит, вопросы безопасности и защиты информации остаются открытыми. В среднем темпы роста Facebook за последние полгода составляют около 20 млн. участников в месяц, а это свидетельствует о желании людей все глубже погружаться в виртуальную реальность.

Сеть избавляет от одиночества и создает иллюзию того, что ты являешься частью сообщества, полагает Найберг, подчеркивая, что зачастую так называемыми друзьями становятся совершенно чужие люди. "У меня на самом деле есть сомнения по поводу особой ценности социальных сетей, — говорит он. — Ведь только настоящие друзья придут, когда тебе станет плохо, и разрешат поплакать на своем плече".

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg