Ускорение в сети

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

Предоставление клиентам дистанционных сервисов стало обязательной услугой в банковской деятельности

Ускорение в сети

Невероятными темпами растет число клиентов российского интернет-банкинга, которому в этом году исполняется десять лет. Массовое распространение интернет-банкинга меняет ландшафт банковской системы.

Интернет-банкинг позволяет управлять средствами на счетах в режиме онлайн и независимо от места нахождения владельца счета, помимо этого данная услуга открывает перед клиентом информационные и инвестиционные возможности и позволяет блокировать счета.

Финансовый супермаркет

Банкиры понимают, что интернет-банкинг — это сегодня как поле чудес: куда ни ткни, что-то вырастет. Понятно почему. Интернет-банкинг выгоден клиенту. «За совершение операций через комиссия ниже, чем за совершение аналогичных операций непосредственно в отделениях банка»,— рассказывает замдиректора департамента розничных продуктов Юниаструм Банка Ваагн Ншанян. И привлекателен для банка: «Интернет-банкинг экономит трудозатраты персонала, сокращает финансовые расходы, вследствие чего позволяет предложить более выгодные тарифы»,— поясняет Елена Воронина, советник председателя правления МБРР по розничному блоку и маркетингу.

Очевидно, что массовое распространение интернет-банкинга существенно изменит ландшафт банковской системы. «В Ситибанке более 80% финансовых банковских операций, таких как рублевые переводы на территории РФ, оплата услуг, конвертация, осуществляется через дистанционные каналы обслуживания, в среднем 260 тыс. онлайн-операций в месяц. Но полный уход от традиционного офисного банкинга в ближайшее время невозможен, так как законодательно в настоящее время ряд операций может быть совершен только при личном обращении в банк»,— говорит руководитель подразделения электронного бизнеса Ситибанка Мария Лагутина.

Начальник отдела продуктов управления пассивных и комиссионных операций ВТБ 24 Елена Дегтева полагает, что будущее российского банковского рынка за финансовыми супермаркетами: «Предпочтительнее все-таки комбинировать услуги. Потому что в Москве и Петербурге люди активно пользуются интернетом. Зато в глубинке большинство людей предпочитает по старинке ходить в офис, потому что морально не готовы к обслуживанию через интернет».

По статистике финансовой группы «Лайф», в высокотехнологичных регионах (Москва, Екатеринбург, Калуга, Нижний Новгород, Челябинск) количество пользователей интернет-банка достигает 30% от общего количества клиентов-физических лиц и 100% — клиентов-юридических лиц. В наименее развитых регионах — 1% и 80% соответственно. «В России практически нет банков, за исключением Сбербанка, с избыточной сетью офисов, поэтому развитие интернет-банкинга не приведет к сокращению отделений, а скорее позволит более эффективно расти, обслуживая тем же самым количеством отделений большее количество клиентов»,— подчеркивает начальник управления развития каналов самообслуживания блока «Розничный бизнес» Альфа-банка Владимир Урбанский.

По мнению Елены Дегтевой, сегодня на банковском рынке набирают силу две тенденции. Во-первых, многие игроки активно развивают дистанционные каналы для занятых людей, которые ценят свое время - в том числе, именно поэтому они пользуются такими товарами, как модная шкатулка для часов, дорогой футляр для очков или часов, стильный чехол из кожи; во-вторых, стремительно расширяется функционал мини-сервисов. Особенно ожесточенная борьба развернулась между банками за перспективный коммунальный рынок. «С начала года зафиксирован 130-процентный рост платежей за услуги ЖКХ через Citibank Online»,— сообщила госпожа Лагутина.

«Требования клиента растут. Сейчас ему недостаточно классических функций интернет-банка, например перебросить средства с одного счета на другой или оплатить коммунальную услугу. Люди хотят большего. Все идет к тому, чтобы 80% ежедневных потребностей клиент мог получить с помощью дистанционных каналов в своем компьютерном «мини-офисе»»,— добавляет госпожа Дегтева.

Владимир Урбанский обращает внимание на новый виток развития мобильного банкинга, связанный с ростом популярности телефонов iРhone (четырехдиапазонные мультимедийные смартфоны, разработанные Apple). За короткий промежуток времени сразу несколько банков запустили свои приложения для данной платформы.

Правда, большинство приложений позволяют только получать информацию о банке и искать ближайшие банкоматы и отделения. Хотя у крупных банков обычно эти функции совмещены с полноценным мобильным банкингом, то есть возможностью удобно и быстро совершать платежи и операции со своего банковского счета. К примеру, за пару месяцев новый CitiMobile приобрел около 10 тыс. клиентов.

Онлайн-новости

Новую услугу для держателей банковских карт предложил ВТБ 24. Теперь его клиенты могут пополнять баланс «Qiwi Кошелька» напрямую со своих банковских счетов. В банкоматах с функцией cash-in есть возможность пополнения как с банковской карты, так и наличными. Клиенты ВТБ 24 могут в любой удобный момент перевести деньги в «Кошелек» через систему дистанционного банковского обслуживания «Телебанк», позволяющую управлять банковскими счетами и картами с помощью интернета, мобильного или стационарного телефона.

В начале осени ввели для корпоративных клиентов новую бесплатную услугу «SMS-информирование» банк «Монетный дом» и СМП-банк. Теперь их клиенты в режиме реального времени могут получать информацию о факте входа в систему и произведенных платежах. «Благодаря SMS-информированию повышается уровень контроля и безопасности при работе со счетами,— сообщил зампред правления СМП-банка Дмитрий Светлов».

Согласно опросу, проведенному ИА «Альянс Медиа», на вопрос «Пользуетесь ли вы интернет-банкингом?» 47% респондентов ответили «не знаю, что это такое», 21% — «да, активно», 14% — «нет, но я не против», 12% — «да, иногда», 6% — «нет, принципиально».

Большинство российских банков, имея скудный портфель интернет-услуг, методично достраивают современный виртуальный мини-офис. Причем некоторые, например банки «Океан» и «Тинькофф Кредитные системы» (ТКС), полностью отказались от офисов, другие (Альфа-банк) эффективно осваивают рынок небанковских услуг. Интересно, что все инноваторы идут к клиенту своей дорогой.

Любопытную концепцию разработал интернет-банк «Океан». Он предлагает корпоративным клиентам и частным лицам не только солидную линейку банковских услуг (карты, вклады, кредиты, денежные переводы), но и смежные продукты, например страховой полис и . Пользователи системы Ocean On-line через интернет-терминал «Платеж.RU» могут с помощью электронных денег заказать или оплатить множество полезных услуг, не выходя из дома. Про очереди и неулыбчивых кредитных инспекторов можно забыть. По мнению аналитиков, «Океан» одним из первых в России застолбил пока еще свободную «поляну» между банками, платежными системами и страховщиками. К тому же у банка простой, понятный и дружелюбный интерфейс, что особенно нравится молодым клиентам.

Другой пример — ТКС. Этот банк также работает только по удаленным каналам, только он сосредоточился исключительно на двух банковских продуктах: кредитных картах и вкладах. В общем, на сайте банка не заблудишься. По поводу кредиток — налево, по поводу вкладов — направо. Такая стратегия специфична, считают участники рынка, но с выводами не спешат.

В Альфа-банке к концу 2010 года число клиентов должно превысить 1,1 млн человек (к началу года было 730 тыс.). С января Альфа-банк запустил несколько новых мини-сервисов. Среди них — открытие и пополнение депозитов онлайн, оплата налогов, штрафов ГИБДД и коммунальных услуг, переводы в пользу госучреждений (вузов, детсадов, школ), мобильный банкинг для iPhone, покупка электронного страхового полиса, оплата билетов и многое другое. Существенно расширился список получателей платежей в интернет-банке «Альфа-Клик». Банк последовательно осваивает и смежные сферы. На днях Альфа-банк и платежная система WebMoney Transfer объявили о запуске нового сервиса. Теперь клиенты банка могут мгновенно пополнять кошельки WebMoney, переводя деньги со счета в банке, и, наоборот, пополнять банковский счет средствами из электронного кошелька. Комиссия за пополнение кошелька WebMoney через «Альфа-Клик» составляет 1% от суммы перевода, комиссия за вывод денег из платежной системы на банковский счет — 2,8%. Учитывая то, что у Альфа-банка и «Вымпелкома» общие владельцы, можно ожидать и дальнейшего развития партнерами мобильного банкинга. А с середины августа банк и «Аэрофлот» начали онлайн-продажи авиабилетов.

Клиенты Московского банка Сбербанка получили возможность оплатить штрафы ГИБДД в банкоматах и терминалах. Чуть ранее была введена в эксплуатацию новая версия «Сбербанк-Онлайн», в которой изменен интерфейс пользователя и расширен список возможных операций. Московский банк Сбербанка РФ за первое полугодие текущего года увеличил число клиентов, подключенных к системе интернет-обслуживания, до 2,125 млн человек, стартовав с отметки в 230 тыс. человек.

В 2008 году, по данным MForum Analytics, прирост оборота рынка интернет-банкинга относительно 2007 года составил в стране 54%, достигнув 20,4 млрд рублей.

Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении юридических лиц. Например, в Промсвязьбанке количество компаний, подключенных к интернет-системе банковского обслуживания PSB On-Line, превысило в 2009 году 40 тыс. предприятий, увеличившись за год на 21%.

По мнению экспертов MForum Analytics, российская финансовая система в долгосрочной перспективе будет копировать структуру развитых финансовых рынков: доля наличного оборота среди физических лиц будет снижаться, а доля платежей, проведенных через интернет и мобильный банкинг,— расти.

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg