Лунный краудсорсинг: исследование планет по интернету

Оксфордский астрофизик Крис Линтот создал интернет-проект , каждый участник которого сможет помочь учёным исследовать Луну

Лунный краудсорсинг: исследование планет по интернету

Проект Moon Zoo работает по принципу краудсорсинга: учёные предлагают пользователям снимки поверхности Луны, на которых те должны отмечать интересные детали.

Проект работает по принципу краудсорсинга: пользователям предлагаются снимки поверхности спутника Земли, на которых они должны отмечать интересные детали. Одно и то же изображение исследуют участники Moon Zoo, а затем на основе коллективных наблюдений составят общую карту рельефа лунной поверхности.

Такой проект - вовсе не новость. Уже давно существует сайт , на котором пользователям предлагают классифицировать галактики по фотоснимкам. Были и другие похожие проекты - например, классификация марсианской поверхности и даже учёт видов птиц, пролетающих перед вебкамерой.

Как это работает?

Поскольку Moon Zoo происходит из того же семейства, что и Galaxy Zoo, да и задачи у них схожие, люди, которые уже поднаторели в классификации галактик, достаточно быстро поймут, что от них требуется. Хотя пользователь может ограничиться просто выискиванием кратеров и возвышенностей, он также может также, при желании, заняться поиском необычных геологических образований.

В поиске кратеров, впрочем, есть свои премудрости. Так, например, если взглянуть на практически любую фотографию лунной поверхности, может показаться, что она испещрена элементами рельефа, достойными внимания. Учёные, однако, предлагают ориентироваться при выборе минимальным размером кружка курсора - если он больше предполагаемого кратера, то кратер классификации не полежит. Есть также возможность отметить кратер как "каменистый".

Но как отличить кратер от возвышенности? В нижней части окна приведены примеры того, куда падает тень в том и в другом случае, при условии, что эта неровность рельефа расположена именно в этой части спутника Земли.

Дальше - наверное, самое интересное. "Профессиональных" исследователей заинтересует специальный инструмент "!", позволяющий обозначать непонятные детали на фотографиях. Например, свежие кратеры, линейные образования или даже космические аппараты, сделанные человеческими руками. Панорамы, которые чем-то особо приглянулись пользователю, можно добавить в "Избранные" учётной записи.

Для того чтобы сделать процесс интереснее, разработчики Moon Zoo разделили его на миниигры. Основной, несомненно, является поиск кратеров, но есть и вторая. В ней пользователю предлагается сравнивать два снимка лунной поверхности и выбирать менее каменистый. Это нужно для того, чтобы выбрать наиболее благоприятное место для посадки зондов в будущем.

Старший брат

У Moon Zoo есть родственники, и самый известный из них - это проект Galaxy Zoo. Он начался в 2007 году - участникам отделять спиральные галактики на фотографиях цифрового обзора неба от эллиптических, а также указывать, в какую сторону закручиваются их рукава.

Усилия пользователей не пропали втуне - благодаря им выяснилось, что у спиральных галактик нет предпочтительной стороны вращения. Также было совершено настоящее открытие - один из участников обнаружил на фотографии светящийся объект, который поначалу никто никак не мог идентифицировать. Потом оказалось, что это гигантское газовое облако, в центре которого когда-то находился квазар, свет какового виден по сей день, хотя сам он прекратил своё существование.

Потом была запущена новая стадия проекта: теперь пользователям предлагалось анализировать слияния галактик. С помощью апплета Java генерировалось множество анимаций того, каким образом объекты приняли своё нынешнее положение. Участнику же оставалось выбрать наиболее правдоподобное.

В рамках большого проекта Zoo Universe также осуществляется сверхновых и обнаружение вспышек на Солнце (). Все эти проекты достаточно популярны по одной причине: всё, что в них делает пользователь похоже на компьютерную игру с социальной составляющей - своими достижениями всегда можно похвастаться перед другими участниками и соревноваться за первенство.