Роджер Шанк — об IBM Watson

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

Американский теоретик искусственного интеллекта, один из основоположников когнитивной психологии и предприниматель опубликовал в своём блоге о системе Watson

Здесь приведен перевод этой записи. В IBM не занимаются «когнитивными вычислениями», вне зависимости от того, сколько раз они повторят эти слова.

Вчера я переписывался со старым другом, и он напомнил мне о нашем разговоре, состоявшемся почти 50 лет назад. Я пытался объяснить ему, чем я зарабатываю на жизнь, а он пытался понять, почему заставить компьютеры понять что-либо было более сложным делом, чем анализ ключевых слов. Я объяснял концепции предложений, и то, что предложения состоят из слов, но люди на самом деле не используют слова, когда думают – кроме случаев, когда им необходимо добраться до лежащих в их основе идей, и именно с этим у компьютеров возникают сложности.

Спустя 50 лет ключевые слова всё ещё стоят на первом месте у людей, пытающихся заставить компьютеры работать с языком. Однако на этот раз ключевым словом, при помощи которого люди обманывают общественность, служит ИИ. Люди объявляют, что ИИ существует, ИИ думает, и что мы все должны его бояться, или радоваться его приходу – я забыл, что именно.

В какой-то момент мы добились определённых успехов в понимании естественного языка компьютерами, но в 1984 году началась «зима ИИ». Она началась из-за слишком большого количества обещаний по поводу того, что сможет делать ИИ, и что он реально сделать не смог. (Тогда все рекламировали экспертные системы – и где они теперь?) Финансирование прекратилось, а вместе с ним остановилась и реальная работа над обработкой естественного языка.

Но люди до сих пор носятся с ключевыми словами, поскольку Google и им подобные используют их для «поиска». С поиском всё нормально, пока мы подсчитываем слова – именно такого рода задачами и занимаются при анализе данных и машинном обучении. Конечно, подсчитав слова, можно проводить корреляции, и пользователи могут узнать о том, какие слова часто связаны с какими, и использовать эту информацию. Но пользователям пришлось приспособиться к Google, а не наоборот. Мы знаем, что можно вписать в строку поиска, а что нельзя, и мы совершаем такой поиск, с каким Google нам, скорее всего, сможет помочь. Мы знаем, что мы ищем тексты, а не ответы, и не собираемся начинать разговор с некоей сущностью, знающей, о чём мы хотим поговорить. Люди обучаются через диалог, а с Google диалога не получится. Я могу притвориться, что веду диалог с Siri, но на самом деле эти диалоги становятся утомительными, если выходят за пределы вопросов типа, где мне поесть.

Но я не волнуюсь по поводу Google. Наши нужды он удовлетворяет неплохо. Меня волнуют преувеличенные заявления, которые IBM делает о своей программе Watson. Недавно у них прошла рекламка с Бобом Диланом, которая была бы очень смешной, если бы она не разозлила меня так сильно.

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg