Сделано в России: из чего собраны смартфоны отечественных брендов

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

Android — мобильная ОС, которая очень толерантна к гаджетам, на которые её устанавливают. Любая компания может заказать из Китая только что собранный смартфон, поставить на него свою версию Android, наклеить эмблему со своим логотипом и выпустить на стеллажи салонов сотовой связи.

Ниже мы расскажем, как эта модель развития повлияла на рынок смартфонов в России, зачем отечественные компании уговаривают китайцев улучшить продукт и почему Yota Devices с трудом нашла производителя для знаменитого YotaPhone.

Копировать, вставить

Схема Black brick (чёрный кирпич) эффективно работает в России уже больше трёх лет. В 2012-м отечественная компания Explay заказала в Китае noname-копию Samsung Galaxy S2, брендировала под себя, установила ценник в 2 раза меньше (10 тысяч рублей против 20) и пришла к успеху. Двухсимочность, яркий экран (Super AMOLED Plus) и похожий дизайн сделали этот аппарат хитом. За тот год выручка Explay выросла на 80%, а к концу 2013-го — ещё на 40%. Так многие компании, которые называют себя российскими: брендируют китайские гаджеты своим логотипом, русифицируют интерфейс и пускают на прилавки.

Впрочем, тут тоже существуют свои нюансы. Зачастую привезенные из Азии устройства позиционируются не как реплики хитовых моделей, а как уникальные решения. Три слота для sim-карт, четыре слота для sim-карт (первый в России — у teXet), огромные аккумуляторы (до 5000 мАч), ТВ-тюнеры, проекторы и другие довольно полезные функции не востребованы среди А-брендов, но мелькают в смартфонах, выходящих из-под конвейера китайских фабрик. Человек, который следит за азиатскими хитами, легко найдет «близнецов» российских моделей (см. наш текст про китайские клоны) и обнаружит накрутку по цене (обычно — в 1,5–2 раза), но в этом нет ничего удивительного: за перевозку смартфонов и прошивку на русском приходится платить деньги.

Опыт Кремниевой долины

Компания teXet (электронные системы «Алкотел») открылаcь в Петербурге 11 лет назад. Изначально под этой маркой выпускались доступные DECT-телефоны, плееры и навигаторы, но затем стали выходить и смартфоны с планшетами. «Apple открыла эру планшетных компьютеров, предложив рынку устройства высшего ценового сегмента. Мы в этом тренде пытаемся занять свою долю, выпуская недорогие продукты», — рассказывал генеральный директор «Алкотел» Александр Корольков. К осени 2014-го доля iPad в России сократилась на треть: это пространство заняли бюджетные гаджеты, среди которых немало отечественных.

«Мы — российская компания, наша штаб-квартира находится в Санкт-Петербурге. Мы не хотим демпинговать и ввозить «серые» устройства ради повышения рыночной доли: наша бизнес-идея ничем не отличается от той, которая применяется в Кремниевой долине. Разработка продукции ведется у нас, производство — в Юго-Восточной Азии. Так проще и дешевле», — продолжает Корольков. Под «разработкой продукции» следует понимать, прежде всего, софт, но, несмотря на это, teXet — уже узнаваемый в России бренд, поэтому его смартфоны в любом случае будут популярнее, чем китайские аналоги.

Бренду Highscreen в этом плане пришлось тяжелее: за первый год (2011-й) «Вобис Компьютер» реализовала всего 20–30 тысяч ввезенных гаджетов. Ради увеличения доли и прибыли было решено сделать смартфоны эксклюзивными: теперь на китайских фабриках для Highscreen производят продукты, которые отличаются от стандартных. Например, недорогие аппараты с яркими и разными на ощупь крышками (глянцевые — для девушек, матовые — для мужчин). Так Android-гаджеты под маркой Highscreen тоже стали востребованными.

Сейчас доля компании — 2,8% российского рынка, а выше среди Б-брендов (по версии «Вобис Компьютер») находятся только Fly и Explay. «При этом у Fly такая же доля в деньгах, как у нас, потому что их смартфоны дешевле, а Explay почти не занимается доработкой смартфонов», — уверяют представители Highscreen.

«У каждого должен быть смартфон»

Тем не менее, переговоры с китайскими поставщиками — трудоёмкий процесс, который иногда растягивается на месяцы. Молодой бренд DNS (устройства продаются в одноименной сети магазинов) привез в Россию смартфоны ThL W11 Monkey King, но с важными изменениями. Например, клавиши «назад», «домой» и «опции» по заказу DNS пропечатаны гораздо отчетливее, добавлена поддержка быстрой зарядки, а вместо обычного защитного стекла используется Corning Gorilla Glass 3 толщиной 0,7 миллиметра. Последний пункт — самый любопытный: уплотненное стекло направлено на уменьшение брака, который по-прежнему встречается в азиатских смартфонах. Чтобы сократить количество возвратов, эффективнее провести переговоры и слегка увеличить стоимость каждого экземпляра, чем оформлять возвраты и проводить бесконечные экспертизы для тех, у кого в первый же день треснуло «оригинальное» стекло.

Иногда выход на российский рынок подразумевает путь от поставщика до самостоятельного бренда. Так было с SenseIt: раньше эта компания привозила «минифоны» для «Мегафона», а сейчас выпускает неубиваемые смартфоны и телефоны со своим логотипом. Абсолютно идентичных китайским среди них не найти: в SenseIt тщательно подходят к вопросам дизайна.

«Нужно, чтобы любой российский потребитель мог позволить себе смартфон», — уверяет Эдуард Ващенко, возглавляющий Explay. По его словам, самое важное для нового бренда — занять нишу, свободную от конкурентов. В 2010-м Explay первой сделала навигатор и с GPS, и с «Глонасс», затем (тоже в числе первых) открыла для россиян трехсимочные телефоны, а в марте 2014-го была пионером среди тех, кто по умолчанию установил на собственные смартфоны набор приложений «Яндекс.Кит». Правда, спустя 8 месяцев от него отказались из-за претензий Google, а в мае 2015-го проект «Кит» и вовсе заморозился.

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg