Big data

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

Объемы корпоративной информации постоянно увеличиваются и составят, по данным Gartner, 44 зеттабайт данных (44 трлн гигабайт) к 2020 г. Соответственно, растет и быстро формирующийся рынок технологий больших данных. К тому же 2020 г. его объем вырастет до $60 млрд, по прогнозам Wikibon – при том, что аналитики отмечают здесь снижение темпов роста с 40% до 26%. С одной стороны, это признак достижения определенного уровня зрелости в сегменте. С другой стороны, такая ситуация отражает отчасти и выжидательную позицию заказчиков после сошедшей волны первого интереса и маркетингового шума.

Выжидают заказчики – и глобально, и в России – достаточного количества успешных кейсов и набора лучших практик. Все хотят понимать результат – что конкретно дадут подобные инвестиции и проекты.

Очевидно, что большие данные интересны бизнесу не сами по себе, а как новый способ получения дополнительных конкурентных преимуществ. Как раз с последним просматриваются определенные проблемы. На начало 2015 г. 85% организаций из Fortune 500 подтверждали, что затрудняются извлечь конкурентное преимущество из работы с большими данными. А именно это новое преимущество и должно ведь стать конечной целью проектов больших данных.

Вообще понимание реального эффекта от больших данных в организациях пока не совсем сложилось. Как показало прошлогоднее исследование Economist Intelligence Unit, топ-менеджмент склонен переоценивать важность инициатив, связанных с данными. Так, 53% генеральных директоров полагают, что работа с большими данными позволяет разгрузить руководителей и делегировать полномочия подчиненным. Однако с этим согласны лишь 36% респондентов на других должностях. Или в том, что развертывание систем обработки данных улучшает качество руководства и увеличивает скорость принятия решений, убеждены 58% генеральных директоров и 47% других сотрудников.

Другими словами, от больших данных рынок хочет видеть больше конкретики. Заказчики, особенно в России, хотят лучше понимать сценарии монетизации больших данных для своего бизнеса. При этом никто не хочет слишком углубляться в технологическую составляющую – важно только то, чтобы решение работало и давало результаты, а также было по возможности простым и понятным.

Стратегический подход

Сегодня компаниям нужно подготовиться к резкому переходу в цифровую реальность и соответственно трансформироваться, считает Герман Виммер, ко-президент корпорации Teradata – иначе их бизнес со временем погибнет. Эта цифровая реальность подразумевает огромное и все увеличивающееся количество источников данных – в наступающую эру интернета вещей. Огромные объемы данных, поступающих с разных сенсоров, полезны, отмечают в Teradata – так как позволяют увидеть реальную ситуацию и быстрее принять более точные решения. Вопрос в том, как не упустить эти данные – и как правильно с ними работать.

«Заказчику все сложнее собирать данные – их объемы велики, а источников становится все больше, в том числе за счет все большего проникновения мобильности. При этом бизнес требует более точной и впечатляющей аналитики. В итоге сегодня в работе с большими данными нужны уже не ученые, а настоящие творцы. Аналитика в настоящий момент требует более креативного подхода – как от исследователей и ИТ-специалистов, так и от топ-менеджмента», – считает Виммер.

«Сами по себе технологии больших данных не дают никакого конкурентного преимущества, – добавляет Джуди Байер, директор по стратегическому анализу Teradata. – Оно появляется, только если внедрить полученные результаты анализа в бизнес процессы. Без изменений, оперативно вносимых в деятельность предприятия, в аналитике нет особого смысла». По словам эксперта, сегодня это не вопрос выбора для компаний – а скорее необходимые шаги. Заказчики должны инвестировать не только (и не столько) в исследования, но главным образом в последующие действия с использованием их результатов на практике. Именно так и проявляется ценность аналитики для бизнеса. Однако для этого требуются также определенные инвестиции в смену культурной парадигмы – т.е. в людей и в знания.

В Teradata считают, что рынок уже дозрел до стратегического подхода к большим данным. Именно такой подход позволит лучше понять свои инвестиции в это направление – а также изменит взгляды на сбор, обработку и хранение данных в компаниях.

Стратегия больших данных должна фокусироваться на определении бизнес-целей и оптимальных путей их достижения. Исходя из этого будет строиться и сам процесс работы с данными, ориентированный на поддержку текущих или будущих потребностей бизнеса. Здесь нужно избегать аналитической ловушки – когда хочется повышать качество и точность анализа, но сфокусировавшись только на этом, есть риск упустить бизнес-возможность.

Главное в анализе – получить из данных ценность. Традиционно ее ищут в таких направлениях, как как повышение заинтересованности и лояльности, привлечение новых клиентов и удержание прежних, идентификация и прогнозирование рисков и пр. Компаниям нужно быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынка – и проекты больших данных должны помогать в оценке и подготовке таких изменений. В стратегию надо включать шаги по применению результатов анализа. Очень важно не только задавать правильные вопросы, но и быстро действовать, получив ответы.

На технологическом уровне такую стратегию по работе с большими данными должна поддерживать единая аналитическая экосистема, которая позволит бизнесу использовать любые данные, в любое время, для решения любых задач. Для ее построения в Teradata предлагают платформу UDA (Unified Data Architecture), а также интегрированные хранилища данных, и подчекивают фокус в развитии своих решений – на максимально возможное упрощение и гибкость. Упрощение аналитики видится сегодня как одна из ключевых потребностей рынка, подразумевающая доступность решений для широкого круга пользователей.

Информация как актив

Информацию пора рассматривать как важный актив предприятия, призывают эксперты Teradata. Причем актив этот должен быть общедоступным. Прежний собственнический подход к наборам данных, каждый из которых определенный департамент считал только своим, в мире больших данных невозможен. Всей информации надо быть доступна и полезна всем сотрудникам организации. Это формирует новый взгляд на данные и на их ценность для бизнеса. А также добавляет новый вопрос – сколько вообще данных и как долго предприятию нужно хранить?

Концепция «озер данных» (data lake), т.е. репозитариев, где все поступающие из разных источников данные (из социальных сетей, с мобильных устройств, в разных форматах, включая аудио и видео) хранятся в необработанном виде – «до востребования» – предполагает, что хранить нужно максимум. «В философии больших данных ничего нельзя выбрасывать, особенно если цена хранения может быть достаточно низкой. Если выбросить данные сразу – об их ценности уже никогда не узнаешь», – поясняет Стивен Бробст, СТО Teradata.

«Озеро» и есть сравнительно недорогой способ хранения тех данных, о которых заранее неизвестно, на какие вопросы они отвечают – и какую ценность могут дать. Оно не заменяет традиционное хранилище, но дает новые возможности для аналитики и инсайтов, оптимизируя при этом расходы на обработку и хранение данных. Важное отличие «озера» – то, что оно может масштабироваться до экстремальных объемов данных при по-прежнему низких издержках. А также может обеспечивать мгновенный доступ к любым данным для всех пользователей. В принципе организации не обязательно создавать и держать такое «озеро» у себя, считают в Teradata. Сегодня уже существует практика их аутсорсинга, и компания предлагает соответствующие инструменты для работы с ними. «Озеро» может храниться в облаке – как у заказчика, так и на ресурсах Teradata.

Однако в конечном счете бизнесу нужно не больше технологий и не больше данных, а больше инсайтов, которые позволят повысить эффективность деятельности и доходы. Инсайтов, которые появляются на основе анализа собранных данных, и которые конвертируются в набор конкретных шагов, связанных с организационными решениями и бизнес-процессами.

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg