Речь идет о поэтапном налаживании прямого «бесшовного» электронного взаимодействия всех субъектов финансового рынка, унификации отчетности на основе международных стандартов (IFRS — International Financial Reporting Standards) и внедрении форматов передачи финансовой информации на основе стандарта XBRL (eXtensible Business Reporting Language; используется во всех странах BRICS, кроме РФ), а также создании унифицированной системы описания финансовых и бизнес-показателей (таксономии).
Дорожная карта была разработана межведомственной рабочей группой, формирование которой было инициировано распоряжением Банка России от 22 июля 2014 г.
В группу вошли представители Минкомсвязи, Минэкономразвития, Росархива, Росфинмониторинга, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федеральной налоговой службы, Казначейства и ФСБ, а также участники рынка и их профессиональные объединения, разработчики ПО и средств связи, экспертные организации.
В ЦБ отмечают, что развитие электронного взаимодействия, в том числе, является целью двух дорожных карт, разработанных в рамках национальной предпринимательской инициативы «Улучшение инвестиционного климата в РФ», но включенные в них мероприятия не в полной мере отражают проблемы финансовых рынков.
Просмотреть презентацию полностью
В докладе Центробанка основные барьеры для электронного взаимодействия скомпонованы по пяти основным группам: правовые (отсутствие нормативно закрепленной системы регулирования электронного документооборота и приоритет бумажных форм отчетности), психологические (низкая финансовая грамотность населения и восприятие электронных операций как наиболее опасных, сложных и нелегитимных), технологические (дороговизна и недостаточная распространенность электронной подписи, неудовлетворительная работа поддерживающих эту технологию удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомсвязью), устаревшие подходы к идентификации клиентов и потенциал для роста мошенничества, включая киберпреступность.
За счет мероприятий, предусмотренных в дорожной карте, ЦБ совместно с федеральными ведомствами и общественными объединениями предстоит решить ряд конкретных задач. Среди них последовательное уменьшение доли «бумаги», улучшение механизмов взаимодействия ЦБ с участниками рынка (в том числе совершенствование систем сбора отчетности, качества надзора и регулирования), создание непрерывных цепочек электронного взаимодействия, предоставление его участникам (вне зависимости от их местоположения) равных возможностей по доступу на финансовый рынок, к финансовым услугам и инструментам.
Кроме того, дорожная карта предполагает повышение удобства работы, уровня доверия, психологического комфорта и безопасности операций в сфере предоставления розничных финансовых услуг, а также повышение эффективности мер по противодействию отмыванию преступных доходов и снижение непрофильных затрат финансовых организаций.
В Центробанке считают, что реализация запланированных мероприятий позитивно повлияет на конкурентоспособность российского финансового рынка, привлечет на него новых участников, повысит насыщенности финансовыми ресурсами.
Среди ключевых индикаторов достижения заявленных целей к 2018 г. в ЦБ выделяют снижение уровня затрат на бумажный документооборот на 30%. Доля продуктов и услуг, доступных клиентам финансовых организаций в электронном виде с текущих 18% должна дорасти до 85%. Востребованность услуг и сервисов, представляемых в электронном виде, с текущих 22% планируется довести до 65%. Уровень доверия к безопасности пользователей электронных технологий и сервисов с текущих 25% намечено увеличить до 60%.