Тем не менее, информация о подобных манипуляциях появляется в сети все чаще. Агентство DARPA заказывает исследование социальных медиа с целью изучения возможностей пропаганды, сайт знакомств OkCupid экспериментирует с выдачей недостоверных сведений о совместимости профилей своим клиентам. Эксперименты являются неотъемлемой частью совершенствования продукта для большинства сервисов.
Но умышленная модификация выдачи контента пользователю на протяжении определенного времени с четко поставленной целью изменить его эмоциональное состояние — это прямая угроза безопасности не только каждого участника эксперимента, но и окружающих его людей. В теории, участвовать в подобных экспериментах могут только согласные с их условиями добровольцы, которым психологическое состояние позволяет подвергаться подобным воздействиям. Новый свод правил для аналитиков Facebook, несмотря на многочисленные претензии и разбирательства, не предполагает взаимодействия с пользователями по вопросу их участия в экспериментах.
Существуют ли способы, позволяющие рядовому посетителю сайта определить, что выдача контента для него была модифицирована аналитиками? По мнению Натальи Соколовой, руководителя проекта Brand Analytics компании «Ай-Теко» (система мониторинга и аналитики социальных медиа), выявить это нереально: «Необходимо понимать, что выдача контента всегда будет выборочной. Невозможно показать обновления всех контактов на одной странице».
«Разные интернет-сервисы используют различные методики формирования контента из множественной выборки: по времени, частоте активности контактов, по количеству друзей и др. Система старается привлечь пользователя наиболее интересной с точки зрения методологии ее создателей информацией и задержать нас максимально долго. Новые идеи тестируются постоянно, методологии выдачи могут меняться, но пользователи никоим образом не узнают об этих изменениях», — добавляет Наталья Соколова.
В качестве возможной защиты от подобных манипуляций эксперт предлагает рассмотреть возможности самого сервиса: «Например, если система позволяет настроить выдачу по критерию, выбранному самим пользователем — скажем, по времени размещения материалов. Или воспользоваться сторонними приложениями, предполагающими подобные возможности».